Советы психолога

image002

«ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЁНОК ХОДИЛ В ШКОЛУ

 С УДОВОЛЬСТВИЕМ?»

 

1.      Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2.      Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3.      Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

4.      В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

5.      Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

6.      Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7.      Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8.      Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

9.      Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если школа станет частью вашей жизни. В школе ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.

 

image004Первый раз в первый класс!

Дайте понять ребёнку, что завтра его ждёт великое событие: будет праздник, цветы, музыка, поздравления.

Помогите ребёнку собраться в школу. Главное, чтобы ничего не было забыто, а то первый день будет испорчен.

Не допускайте высказывания, способные вызвать негативные мысли о школе: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Вообще старайтесь не допускать отрицательных оценок ребёнка: не умеешь, не стараешься и т.п. Замените их оптимистическими, типа «У тебя всё получится», «Терпение и труд всё перетрут» и т.п. Чаще спрашивайте не «Какую отметку получил?», а «Чем ты занимался?», «Что у тебя хорошо получилось?»

Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой: «Это тебе не детский сад…». Зачем вызывать излишнюю ностальгию по детсадовскому времени.

Помните: первое сентября не только ответственный момент, но и праздник. К возвращению ребёнка из школы накройте стол, пригласите родственников, приготовьте подарок.

Обязательно подробно расспросите первоклассника, как прошёл первый день, с кем он познакомился, с кем подружился, с кем сидит за партой, что нового узнал, какие были уроки. Спросите обо всём этом, даже если знаете всё сами из других источников.

Все недоразумения с учителем, возникшие в первые дни учёбы, должны быть тут же выяснены.

Если первоклассник первый — второй день является домой в слезах, срочно, не откладывая, идите в школу. Такие вещи на самотёк пускать нельзя! Чем раньше вы разберётесь в причинах, тем лучше!

Начало интенсивной умственной деятельности требует полноценного питания. Приготовьте поливитамины, соответствующие возрасту ребёнка. Они ему необходимы, несмотря на осеннее «фруктово–овощное» время.

Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты  взрослые.

Советы для родителей

image002Что делать, если ваш ребенок отличается конфликтностью?

Определите причины конфликтности

  • Возможно, конфликтность — следствие эгоис­тичности ребенка. Если дома он — центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны дру­гих детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
  • Возможно, ребенок «заброшен», ему не хвата­ет в семье заботы, внимания, он испытывает оби­ду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
  • Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

Конфликтное поведение ребенка — это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

Как себя вести с конфликтным ребенком

  • Сдерживайте стремление ребенка провоциро­вать ссоры с другими. Обращайте внимание на не­дружелюбные взгляды друг на друга или бормота­ния с обидой.
  • Не стремитесь прекратить ссору, обвинив дру­гого ребенка в ее возникновении и защищая свое­го. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
  • После ссоры обсудите с ребенком причины ее воз­никновения; определите его неправильные дейст­вия, которые привели к конфликту; попытайтесь най­ти иные возможные способы выхода из конфликт­ной ситуации.
  • Не обсуждайте при ребенке проблемы его пове­дения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать прово­цировать их.
  •            Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей.
    Только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Советуем поиграть

  • Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
  • С компанией детей сочините сказку так, чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям вы­разить свою индивидуальность, высказать мыс­ли, учит адекватным способам взаимодействия — взаимопомощи, умению спокойно выслушать со­беседника.

             Что делать, если ваш ребенок застенчив?

Определите причины застенчивости

Чаще всего застенчивость — результат реакции на эмо­цию страха, которая возникла у ребенка в определен­ный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.

Работа по преодолению застенчивости требует осто­рожности и деликатности, так как застенчивые дети мо­гут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.

Как себя вести с застенчивым ребенком

  • Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще пригла­шайте к себе друзей, берите малыша в гости, рас­ширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно от­носиться к новым местам.
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозмож­ных опасностей, в основном придуманных вами. Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупре­дить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в се­бе, в собственных силах.
  • Привлекайте ребенка к выполнению различных по­ручений, связанных с общением, создавайте ситуа­ции, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с посторонним человеком.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформи­ровать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость мо­жет закрепиться, стать стилем поведения, затрудня­ющим жизнь.

Советуем поиграть

•          Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.

•          Игра «Я иностранец». Ребенок должен молчать. На все вопросы он может отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

•          Игра «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует оценке лучших своих сторон, лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения.

image006Что делать, если ваш ребенок чересчур беспокойный?

Определите причины беспокойства

Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то сле­зы, то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обост­ренно эмоционально реагировать на все происхо­дящее вокруг, то причинами такого поведения мо­гут быть:

• кризисный возраст (6-7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекват­но ситуации, но это пока не очень хорошо получа­ется;

• недостаточное развитие торможения. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на про­исходящее, так как не может сдержать эмоцию, ос­тавить ее при себе. Торможение поддается трени­ровке начиная с 5-6 лет;

  • незнание ребенка, как ему выразить свое настро­ение; отсутствие навыков владения способами про­явить свою эмоцию;
  • неблагополучные отношения внутри семьи, ко­торые ребенок сильно переживает, а также накоп­ленное напряжение, выплескивающееся в эмоци­ональных реакциях.

Как вести себя с беспокойным ребенком

  • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребен­ку делать все, что ему заблагорассудится, но не­льзя и все запрещать. Четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми чле­нами семьи.
  • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания. Пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
  • Помните, что истерические приступы чаще все­го связаны со стремлением обратить на себя вни­мание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требо­ваний. Лучше всего после того, как ребенок успо­коится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Помните, что управлять сложным миром эмоций да­же взрослому человеку подчас бывает трудно. Не тре­буйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и набе­ритесь терпения.

Советуем поиграть

  • Необходимо познакомить вашего ребенка с не­сколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
  • Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напря­жением.
  • Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребенка мимикой показывать чувства ге­роев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.
  • Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние спокойствия. После подвижных игр пред­ложите ему превратиться в соню, лентяя, рассла­бив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в ми­нуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.             

  Что делать, если ваш ребенок замкнутый?          

Определите причины замкнутости

В отличие от застенчивого ребенка, который хочет об­щаться с другими, но не умеет этого делать, замкну­тый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плакси­вость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изме­нениями в укладе жизни. Позднее появляется страх пе­ред чужими людьми, долго не проходящее беспокой­ство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжитель­ное ее отсутствие.

Как вести себя с замкнутым ребенком?

  • Расширяйте круг общения вашего ребенка, при­водите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
  • Подчеркивайте преимущества и полезность об­щения, рассказывайте ребенку, что нового и инте­ресного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
  • Стремитесь сами стать для ребенка примером ак­тивно общающегося человека.
  • Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстра­ненным, обратитесь за консультацией к психоло­гу, который профессионально поможет решить эту проблему.

Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху волшебной палочки. Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая долж­на проходить постоянно в ходе вашего общения с ре­бенком.

Советуем поиграть

  • Игра «Незнайка». Взрослый задает ребенку раз­личные вопросы, а тот только разводит руками и по­жимает плечами. Игра способствует развитию вы­разительных жестов.
  • Попросите ребенка рассказать о его сильных сто­ронах; о том, что он любит, ценит, принимает в се­бе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
  • Упражнение «Закончи предложение». Предложи­те ребенку посочинять, закончив фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…).
  • Совместные настольные игры. Хорошо, если в них участвуют несколько детей.
  • Фантастический рисунок (фигура). Предложи­те ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожи­данное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончи­те его работу.
  • Любые сюжетные игры «Как будто» (например: представь, как будто тебя пригласили на переда­чу «Спокойной ночи, малыши»).

 image010      Что делать, если ваш ребенок чересчур агрессивен?

Определите причины агрессивности

Иногда агрессия ребенка — часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в от­ ношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.

  • Агрессивные реакции могут появляться как ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выпол­нены без неприятных последствий для него само­го и взрослых. Поэтому требования ребенка необ­ходимо ограничивать. В таких ситуациях можно по­пробовать перевести его активность в другое рус­ло. Это поможет избежать конфликта.
  • Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.                      

    Как вести себя с агрессивным ребенком

  • Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивнос­ти. Лишь определив причины агрессивного поведе­ния и сняв их, вы можете надеяться, что агрессив­ность вашего ребенка будет преодолена.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою аг­рессию, сместите ее на другие объекты: разреши­те ему поколотить подушку и увидите, что в реаль­ной жизни в данный момент агрессивность сни­зилась.
  • Показывайте ребенку личный пример эффектив­ного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзь­ях или коллегах, строя планы «мести».
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимае­те, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.

Советуем поиграть

  • Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.
  • Игра «Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других людях. Пусть ребенок нарисует портрет такого  человека в шутливом виде.

image014Что делать, если у ребенка неадекватная самооценка?

Определите причины неадекватности самооценки

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. В поведении ребенка можно увидеть такие проявле­ния самооценки, как:

  • активность, находчивость, бодрость, чувство юмо­ра, общительность, желание идти на контакт — ка­чества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;
  • пассивность, мнительность, повышенная рани­мость, обидчивость — качества, свойственные де­тям с заниженной самооценкой.

При завышенной самооценке дети необоснованно счи­тают себя лучше других.

В дошкольном возрасте самооценка очень подвиж­на. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оцен­ка его деятельности, реакция на его успехи и неуда­чи — все это оказывает влияние на отношение ре­бенка к себе.

Как вести себя с ребенком, у которого есть про­блемы с самооценкой

  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
  • Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощ­ряйте его начинания. Пусть он чувствует себя ли­дером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помни­те, что похвала, как и наказание, должна быть соиз­мерима с поступком.
  • Не забывайте поощрять других в присутствии ре­бенка. Подчеркните достоинства другого и покажи­те, что ваш ребенок может достичь такого же ре­зультата.
  • Показывайте своим примером адекватность от­ношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Срав­нивайте его с самим собой (тем, каким он был вче­ра и, возможно, будет завтра).

Советуем поиграть

  • Очень хороши традиционные игры: прятки, жмурки.
  • Игра «Зеркало». Один ребенок— «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него «смотрится».
  • Игра «Путаница». Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не разнимая рук, они запутываются. Водящий должен их распутать, не разрывая рук игроков.

Что делать, если ваш ребенок левша.

  • Не переучивайте насильно левшу — дело не в ру­ке, а в устройстве мозга.
  • Не переусердствуйте с соблюдением режима, ес­ли ребенок левша, для него жесткое следование ре­жиму может быть непомерно трудным.
  • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помни­те, что он эмоционален и раним.
  • Берегите левшу от чрезмерных нервных перегру­зок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
  • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, боль­ше доверяйте его природе. Его уникальность, непо­хожесть на других — это его достоинство.

Ребенок испытывает трудности в общении с од­ноклассниками

Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими груп­пами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные сов­местные игры, развлечения. Это сближает детей, по­рождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться семьями.

Ребенок плохо выполняет письменные работы

Только последовательные, спокойные занятия помогут исправить положение: ускорить темп его деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.

Ребенок получил «двойку» или «тройку»

Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (вы, ребенок, учитель) отыскать объек­тивные причины неудачи. Медлительность, невнима­тельность, неаккуратность являются частыми причи­нами первых неудач ребенка.

Ребенок не любит учиться

Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внима­ние на тех школьных достижениях, которые есть. Ин­тересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.

Ребенок заболел или пропустил занятия

1.Позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации об учебном процессе и жизни класса в целом в пропущенный день.

2.Подойдите к учителю после уроков и получите консуль­тацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском занятий. 

 

Школьнозначимые умения и навыки, необходимые ребенку для успешного обучения в начальной школе и благополучного перехода в среднюю школу. 

image0181  Умение правильно собрать портфель, взяв все необходимое для учебного дня.

2. Умение вежливо поздороваться с учителями и детьми.

3. Умение задать вопрос учителю.

4. Умение отвечать на вопросы.

5. Умение слушать объяснения и задания учителя.

6. Умения выполнять задания.

7. Умение попросить помощь, если что-то непонятно или не получается.

8. Умение длительное время терпеливо заниматься одним и тем же заданием.

9. Умения обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.

10. Умение распределять работу на части.

11 .Умение правильно реагировать на замечания.

12. Умение объяснять то, с чем не согласен.

13. Умение считаться с другими (формировать суждения и планировать действия на основе интересов других).

14. Умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками.

15. Умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.

Рекомендации по поддержке ребенка при выполнении им домашних заданий

Необходимым условием успешной адаптации ребен­ка к гимназии является высокая степень участия родителей в его гимназической жизни, в организации выполнения домашних заданий. Для того чтобы квалифицирован­но помочь ученику начальной школы, особенно первокласснику, качественно подготовить домашнее зада­ние, вам целесообразно руководствоваться следую­щими рекомендациями.

1.           Проверьте правильность организации рабочего мес­та ребенка:

  • рабочее место должно быть хорошо освещено;
  • источник света должен находиться спереди и сле­ва, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или руки;
  • на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. При­ступать к выполнению домашнего задания лучше все­го через 1-1,5 часа после возвращения из гимназии, чтобы ребенок успел пообедать и отдохнуть от заня­тий, но еще не устал и не перевозбудился от домаш­них игр и развлечений. Если ребенок посещает кру­жок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их при­готовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом, своевременно устраивайте неболь­шие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребе­нок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-8-летнего школьника вре­мя непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. На перерыв в процессе выполнения домашних заданий достаточно 5 минут, если он бу­дет заполнен интенсивными физическими нагрузка­ми (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).

4. Не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в гимназии. Не забывайте, что его работоспособность к концу дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Выполните работу над ошибками. Повтор­ное выполнение уже сделанного, пусть с ошибками, задания воспринимается как бессмысленное скуч­ное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает ве­ры в свои силы.

6. Первое время контролируйте, выполнил ли ребенок все, что было задано.

7. Если ребенок плохо усвоил учебный материал, при­дется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

8. Присутствуйте при приготовлении ребенком домаш­них заданий, но не «сидите над душой», подбадривай­те, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

9. На первых порах при выполнении домашнего зада­ния дети могут делать много ошибок, помарок от не­умения распределять внимание, от чрезмерного на­пряжения, быстрого утомления. Требуйте, чтобы до­машнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво, но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.  

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Проживая в гимназии, в классе немалую часть собствен­ной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы перестали, или, наоборот, начали беспокоиться, получили более-менее четкое представ­ление о его радостях, переживаниях, успехах и труд­ностях. Предлагая вам несколько несложных мето­дик родительской диагностики, мы надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в гимназический  мир вашего ребенка. Пользуясь ими, старай­тесь не забывать о нескольких важных вещах:

  • к информации, которую доверил вам ребенок, сле­дует относиться очень осторожно, если не трепетно. Если ребенок заподозрит, почувствует, что вы поль­зуетесь его откровенностью по своему усмотрению и без его согласия, эта откровенность сойдет на нет очень быстро;
  • приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на гимназические  те­мы проводились не по обязанности и принуждению, а как бы ненароком. Помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва замет­ная ниточка-повод, «кстати» потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;
  • поверьте, что ребенок наблюдает за вашей жиз­нью, работой, делами не меньше, чем это делае­те вы в отношении его гимназических событий. Спокой­но, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчиты­вать и на его открытость. Если такой диалог станет привычным уже в начальной школе, то, даже всту­пив в трудную подростковую пору, ваш ребенок не замкнется, а вы не испытаете горьких месяцев и да­же лет отчуждения от переживаний и дел собствен­ных дочери или сына. 

    Методика «Пять вопросов в конце недели»

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопро­сов:

  • Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная не­деля, и почему?
  • Что за пять учебных дней стало для него глав­ным, показалось интересным, расстроило, обра­довало?

• Какие роли ему пришлось выполнять за неде­лю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, со­бытия, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а ка­ких — нет?

  • Какой из дней был самым ярким? Почему?
  • С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скуч­ной, успешной? 

     Методика «Беседа о классной фотографии»

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одно­классниками, покажет соседей по парте, ряду. В даль­нейшем через фотографию можно будет подробно рас­спрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, что­бы ребенок больше говорил о положительном и инте­ресном по отношению к одноклассникам. Не провоцируя ребенка на ябедничество, нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько кон­фликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех балует­ся?» или «У кого самые плохие оценки?». В конце кон­цов, если ребенок действительно захочет, он случай­но или специально расскажет об этом сам. Предпоч­тительнее вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помо­щью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

 

Методика «Как я закончу четверть (год)?»

За 2-3 недели до конца четверти (года) предложите ре­бенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных, даже достаточно высоких до­стижений. Кто-то, напротив, оценивает свои будущие ре­зультаты необоснованно высоко. Когда вы получите на­стоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет о чем поговорить с ребенком. При этом педа­гогическим смыслом разговора должно стать не столько обсуждение собственно итогов работы, сколько степень точности составленного заранее прогноза.

 

                               Методика «Плюсы и минусы гимназического  дня»

Это несложная диагностика-игра, позволяющая вам достаточно объективно оценивать ежедневное настро­ение ребенка, связанное с гимназией. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуго­вицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший гимназический день. Чего в нем оказалось больше — радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное — увидеть общее на­строение, а не допытываться по поводу каждого плю­са и минуса, хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать вам сам.

            Методика «Копилка гимназических успехов»

Поставьте в специальном месте стеклянную (пласти­ковую) банку или прозрачную коробочку. Договоритесь с ребенком о правилах игры. Отныне это — «копилка гимназических успехов», в которую будут «складываться», например, пятерки и четверки. Не сами по себе, конеч­но, а в виде чего-то материального. Например, зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Предвидя возможный родительский соблазн, предуп­редим сразу: играть в то, что за получаемые ребенком пятерки вы будете складывать в копилку пятирубле­вые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять поче­му. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое копилки оставалось ус­ловным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасо­лины или ракушки самостоятельно. Поверьте, искуше­ние быстренько заполнить баночку не полученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе.

Ваша задача — сделать игру привлекательной и прос­той. Как? Довольно просто. Как только копилка оказы­вается заполненной, удивите сына или дочку каким-ли­бо приятным сюрпризом и верните фасоль или ракуш­ки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку ста­нет не выполнение заранее данного ребенку обеща­ния (куплю, подарю и т.д.), а что-то, пусть вовсе недо­рогое, удивительное и неожиданное. Объем копил­ки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой — не становилось делом пяти дней. Разуме­ется, возможны варианты собирательства: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины — выклады­вать по кругу в большой красивой вазе. Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в ка­честве наказания за двойки или замечания. Во-пер­вых, это может сделать процесс заполнения практи­чески бесконечным, а значит, бессмысленным, во-вто­рых, это попросту несправедливо.

 

Хотите вырастить одаренного ребенка?

В помощь вам советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.

Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

Я воспринимаю всерьёз серьёзные вопросы и высказывания ребенка.

У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы.

Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на его столе. Если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

Я представляю ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.

Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

Я представляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.

Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.

Я стараюсь показать ребенку интересные места.

Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.

Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.

Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

Я никогда не наказываю ребенка унижением.

Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.

Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

Я регулярно читаю ребенку.

Я приучаю ребенка к чтению с детства.

Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.

Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.

Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.

Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.

Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.

Я учу ребенка свободно общаться с взрослыми любого возраста.

Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.

Я помогаю ребенку быть личностью

Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».

Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

Раздел Беседы с детьми

 КРАСИВОЕ НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ (Изначально заложенная любовь и устремление к красивому)

Являясь частью природы и красивого, человек тянется к красоте, она его манит и привлекает.

В душу (невидимое сердце, находящееся внутри сердца обыкновенного) каждого человека с самого рождения заложена частичка красоты, поэтому человеку нравится красивое и он стремится к нему. Именно из–за этой частички все красивое вас радует, а все некрасивое печалит и быстро портит настроение.

Человек тянется душой к красивому, поэтому едет отдыхать в лес, на озеро, в парк, но никогда не поедет отдыхать, например, на свалку мусора, или на завод.

Каждый человек душой умеет различить красивое и безобразное.

Почему, когда рядом нет взрослых, ребенок может легко отличить плохое от хорошего; хорошо знает, как поступать можно, а как нельзя; какие мысли красивы и хороши, а какие плохи и отвратительны. Именно душа (невидимое сердце) неслышно подсказывает вам и помогает почувствовать, что красиво, а что некрасиво.

Что лучше и красивее: сажать цветы или срывать их для подарка (строить, созидать или разрушать)? Отнять игрушку или отдать? Вам об этом специально не говорили, но вы сердцем сразу же чувствуете, что красиво и хорошо, а что некрасиво и плохо.

Душа человека постоянно нуждается в красоте.

Если душу человека лишить красоты (внешней, и особенно внутренней: мыслей и мечтаний), то жизнь человека станет безрадостной и несчастной.

Человеку приятно творить красоту.

От добрых и красивых мыслей и поступков человек получает удовольствие, потому что его душа в это время радуется и ликует (восторг души). Для того чтобы радоваться душой, человек должен думать и мечтать о красивом, красиво общаться с другими и поступать в жизни красиво.

Заботясь о комнатном цветке или кормя птиц, вы поступаете красиво, и хотя вокруг вас нет клоунов, вам все же радостно и эта радость идет изнутри, от вашей радующейся души.

Вывод: душа человека создана красивой, поэтому она любит все красивое и устремляет человека к красоте.

 Красивая Лягушка и безобразный Пес

 Вы уже узнали название этой сказки? Не удивляйтесь. Так может случиться в жизни: скользкая зеленая лягушка может оказаться красивой, а пушистая умная собака может оказаться безобразной. Ведь настоящая красота не снаружи, а внутри в сердце спрятана.

Как-то раз охотничий Пес бежал вдоль берега и искал упавшую Утку, которую подстрелил его хозяин. Пес обнюхивал воздух, кусты и траву в поисках раненной Утки и неожиданно наскочил на Лягушку, сидящую в зарослях камыша.

– Лягушка, ты нигде здесь не видела раненной Утки? – спросил Пес.

Лягушка видела раненную Утку. Она знала, что у утки осталось семеро маленьких утят, и потому подсказала ей одно тихое укромное место, где можно временно спрятаться от охотника и его Пса. Но Лягушка ничего не ответила, а продолжала молчать.

– Так ты что, вздумала молчать, когда тебя спрашивают, – рассерженно зарычал Пес.

Лягушка на всякий случай прыгнула в воду подальше от Пса и сказала, что искать раненную Утку, чтобы ее загрызть, – очень плохой и жестокий поступок для сытого охотничьего Пса, которого всегда кормит дома хозяин.

Удивился Пес храбрости лягушечьей, но злиться не перестал:

– Пока хозяин меня кормит, я должен делать любую работу, даже плохую и злую. Иначе я окажусь на улице и стану бездомным.

– Ах так, значит, ты думаешь только о себе, – разочаровано сказала Лягушка. – А я-то думала, что ты так любишь своего хозяина, что готов ради него на все.

– Кто меня кормит, тому и служу, – рявкнул Пес, – а разбираться в том, плохо я поступаю или хорошо, я не собираюсь.

– А я, – сказала Лягушка, – никогда бы не служила тому, кто предлагает мне поступать плохо, даже если бы мне за это давали каждый день по тысяче вкусных комаров.

– За комаров я и сам не служил бы, а вот за кусочек колбасы или сосиски готов любому горло перегрызть.

– Очень жаль, что жизнь любого ты оцениваешь в кусочек сосиски. Мне больше не о чем с тобою говорить, – с горечью сказала Лягушка. Она нырнула в озеро и скрылась.

Очень скоро охотничий Пес оказался на улице и стал кормиться на помойке. Его хозяин уезжал надолго в далекую страну, где платили много денег. А из-за лишнего рубля хозяин, так же, как и его Пес, готов был поступить как угодно, даже некрасиво.

[?] – Можно ли сказать, что мысли, слова и поступок Лягушки были красивыми? Почему? (Помощь, забота, принесенная польза всегда красивы).

– Можно ли сказать, что слова и мысли Пса были безобразны? (Убийство без нужды, вред, служение плохому безобразны).

– Если бы вам предложили игрушки, вы стали бы поступать некрасиво и делать кому- нибудь плохо?

– Чем человек чувствует красоту и безобразие? (Душой, сердцем)