Положение о рабочей программе учителя

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол №  ________

от 31 августа_2015 г.

  УТВЕРЖДАЮ

Директор  ЧОУ НОО  «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»

________________С. Е. Фролова

Приказ № _______

от «31» августа 2015 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования,

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1.4. Функции рабочей программы:

—         нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

—         целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

—         определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

—         процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

—         оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

—       программы по учебным предметам;

—       программы по внеурочной деятельности;

 

2. Разработка рабочей программы

 

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

—       федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;

—       требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

—       программе формирования универсальных учебных действий;

—       основной образовательной программе начального общего образования;

—       примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

—       федеральному перечню  учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

—       требованиям к оснащению образовательного процесса.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

 

3.  Структура, оформление и составляющие рабочей программы

 

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы используется  рабочая программа в виде:

—       количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости  от количества учебных недель в конкретном  общеобразовательном учреждении;

—       производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;  распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

—      раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и примерной программе;

—      конкретизировать и детализировать темы;

—      устанавливать последовательность изучения учебного материала;

—      распределять учебный материал по годам обучения;

—      распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;

—     конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;

—     включать материал регионального компонента по предмету;

—      выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. 

3.4. Структура рабочей программы

1)           Титульный лист.

2)           Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3)           Общую характеристику учебного предмета, курса.

4)           Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5)           Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6)           Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7)           Содержание учебного предмета, курса.

8)           Контроль предметных результатов.

9)           Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

10)      Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

11)      Список литературы (основной и дополнительный).

12)      Приложения к программе (при необходимости).

 

3.5. Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист См. Приложение 1
Пояснительная

записка

— кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

— особенность по отношению к ФГОС НОО

— концепция (основная идея) программы;

— обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

— указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

— кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

— сроки реализации программы;

— основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

— предполагаемые результаты;

— кратко излагается система оценки достижений учащихся;

— указывается основной инструментарий для оценивания результатов;

— приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

—  указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).

— конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса

— общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

— логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане К какой образовательной области относится, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета По программе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Содержание тем учебного курса — перечень и название раздела и тем курса;

— необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

— формы контроля.

Контроль предметных результатов Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся — перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

— темы отдельных уроков и учебные материалы к ним;

— календарные сроки;

— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

— дополнительные разделы по усмотрению учителя.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса В этом разделе указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, учебно — лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе, оборудование и приборы, методические и дидактические материалы.
Список литературы (основной и дополнительный) Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы  программы изданий, с указанием автора, названия книги, места и года издания.

 

3.6. Содержание тем учебного курса представляется в виде следующей таблицы:

 

Раздел

учебного курса

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1. …..

 

 
Раздел 1. …..

 

 
Раздел 1. …..

 

 
Раздел 1. …..

 

 

 

3.7.  Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на  … класс

 

№  урока

 

Тема урока.

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результата)

Вид контроля

Календарные сроки

Фактические сроки
 

Раздел 1. …….. ( … ч )

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. ……. ( …. ч )

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

 

4.1. Учитель представляет Рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения  учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям.

4.2. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебной работе. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и  требованиям государственного образовательного  стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись.

4.3. После согласования рабочую  программу утверждает директор ОУ,  ставит гриф утверждения  на титульном листе.

 

Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

5.  Компетенция и ответственность учителя

6.1. К компетенции учителя относятся:

  • разработка Рабочих программ;
  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
  • отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом  школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

6.2. Учитель несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
  • качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
  • нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.

6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или заполнения технологической карты (приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение 1

Примерный формат титульного листа

 

 

 

Частное общеобразовательное учреждение начального общего образования «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»

«Рассмотрено» на заседании

МО учителей нач.классов

Руководитель МО ________________________

____________/____________

Протокол № _______ от

«____»____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________________

____________/_______________

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор ЧОУ НОО «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»

_____________Фролова С. Е.

____________/____________

Приказ № _______ от «____»____________2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _____________________

( ___ часа в неделю / ____ часов в год)

 

ДЛЯ  ____ КЛАССА

 

НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     Учитель:

______________________________

(_____квалификационная категория)

2015г.

Приложение 2

Предмет

Класс

Автор УМК

Тема урока

Тип урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика  
Задание базового уровня Задание повышенного уровня Познавательные коммуникативные регулятивные  
      осуществляемые Формулируемые способы действий осуществляемые Формулируемые способы действий осуществляемые Формулируемые способы действий

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий