ПРИНЯТО
решением педагогического совета Протокол № ________ от 31 августа_2015 г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ НОО «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия» ________________С. Е. Фролова Приказ № _______ от «31» августа 2015 г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования,
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
1.4. Функции рабочей программы:
— нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
— целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
— определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
— процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
— оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
— программы по учебным предметам;
— программы по внеурочной деятельности;
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
— федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
— требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
— программе формирования универсальных учебных действий;
— основной образовательной программе начального общего образования;
— примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
— федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
— требованиям к оснащению образовательного процесса.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы используется рабочая программа в виде:
— количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении;
— производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
— раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и примерной программе;
— конкретизировать и детализировать темы;
— устанавливать последовательность изучения учебного материала;
— распределять учебный материал по годам обучения;
— распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;
— конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
— включать материал регионального компонента по предмету;
— выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3.4. Структура рабочей программы
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общую характеристику учебного предмета, курса.
4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
7) Содержание учебного предмета, курса.
8) Контроль предметных результатов.
9) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
10) Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
11) Список литературы (основной и дополнительный).
12) Приложения к программе (при необходимости).
3.5. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы |
Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист | См. Приложение 1 |
Пояснительная
записка |
— кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
— особенность по отношению к ФГОС НОО — концепция (основная идея) программы; — обоснованность (актуальность, новизна, значимость); — указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; — кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения; — сроки реализации программы; — основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); — предполагаемые результаты; — кратко излагается система оценки достижений учащихся; — указывается основной инструментарий для оценивания результатов; — приводится используемая в тексте программы система условных обозначений. |
Общая характеристика учебного предмета, курса
|
— указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).
— конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса — общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; — логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | К какой образовательной области относится, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов
|
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | По программе |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса | Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). |
Содержание тем учебного курса | — перечень и название раздела и тем курса;
— необходимое количество часов для изучения раздела, темы; — формы контроля. |
Контроль предметных результатов | Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании. |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся | — перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; — темы отдельных уроков и учебные материалы к ним; — календарные сроки; — фактические сроки с описанием причин корректировки дат; — дополнительные разделы по усмотрению учителя. |
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | В этом разделе указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, учебно — лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе, оборудование и приборы, методические и дидактические материалы. |
Список литературы (основной и дополнительный) | Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы программы изданий, с указанием автора, названия книги, места и года издания. |
3.6. Содержание тем учебного курса представляется в виде следующей таблицы:
Раздел учебного курса
|
Количество часов |
Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля
|
Раздел 1. …..
|
|
|
Раздел 1. …..
|
|
|
Раздел 1. …..
|
|
|
Раздел 1. …..
|
|
3.7. Календарно-тематическое планирование
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ урока
|
Тема урока. |
Кол-во
часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результата) |
Вид контроля |
Календарные сроки |
Фактические сроки |
Раздел 1. …….. ( … ч ) |
|
|
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. ……. ( …. ч ) |
|
|
|||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Учитель представляет Рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям.
4.2. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебной работе. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись.
4.3. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ, ставит гриф утверждения на титульном листе.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
5. Компетенция и ответственность учителя
6.1. К компетенции учителя относятся:
- разработка Рабочих программ;
- использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
- организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
- отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).
6.2. Учитель несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
- качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
- нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.
6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или заполнения технологической карты (приложение 2)
Приложение 1
Примерный формат титульного листа
Частное общеобразовательное учреждение начального общего образования «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»
«Рассмотрено» на заседании
МО учителей нач.классов Руководитель МО ________________________ ____________/____________ Протокол № _______ от «____»____________2015 г. |
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ___________________________ ____________/_______________ «____»____________2015 г. |
«Утверждаю»
Директор ЧОУ НОО «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия» _____________Фролова С. Е. ____________/____________ Приказ № _______ от «____»____________2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____________________
( ___ часа в неделю / ____ часов в год)
ДЛЯ ____ КЛАССА
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель:
______________________________
(_____квалификационная категория)
2015г.
Приложение 2
Предмет
Класс
Автор УМК
Тема урока
Тип урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
Задание базового уровня | Задание повышенного уровня | Познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||||
осуществляемые | Формулируемые способы действий | осуществляемые | Формулируемые способы действий | осуществляемые | Формулируемые способы действий | |||||
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.