Положение о портфолио гимназиста

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол №  ________

от 31 августа2015 г.

  УТВЕРЖДАЮ

Директор  ЧОУ НОО  «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»

________________С. Е. Фролова

Приказ № _______

от «31» августа 2015 г

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения  и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.

1.5.  Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

 

2. Цели и задачи

2.1. Мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками.

2.2. Переход на более объективную и справедливую форму приема в профильные классы образовательных учреждений города.

2.3.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.4. Основными задачами составления Портфолио являются:

— поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию обучающихся;

— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

— развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

— учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

— активно вовлекать  учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

2.5. Портфолио реализует  следующие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период

времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию вдостижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания

от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

        3. Структура и содержание Портфолио ученика.

3.1. Портфолио достижений ученика может формироваться из следующих разделов:

— Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика);

-«Мой портрет» (личные сведения об ученике);

-«Мои достижения»,   и/или «Мои достижения в учебной деятельности»  и/или  « Мои лучшие работы»;

— «Мои отзывы», …

— «Мои достижения во внеурочной  деятельности»,

— «Разные разности» (заполняется ребенком при желании и по его усмотрению).

Структура представлена в Приложении 1.

3.2.   «Портфолио работ» — включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

— по русскому и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и т.п.;

— по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

— по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;

— по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото‑ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

— по технологии — фото‑ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

— по физкультуре — дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

3.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена  только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

3.4.Раздел  «Мои отзывы»   включает:

— систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;

— характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

— анализ самим  школьником  своей деятельности.

3.5.В раздел «Мои достижения» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

3.6. Совокупность этих материалов должна давать  достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

3.7. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в  Федеральном  государственном образовательном Стандарте.

4. Порядок формирования портфолио

4.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

4.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя — предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).

4.6. Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей:

— Осуществляют  заполнение разделов  Портфолио «Мой портрет» и «Разные разности»;

— Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;

— При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;

— Могут презентовать  содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п.

4.7. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.

4.8. Классный руководитель:

— Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

— Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

— Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

— Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

— Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;

— Оформляет итоговые документы.

4.9. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

— Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

— Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;

— Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

— Проводят экспертизу представленных работ по предмету;

— Пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.9. Администрация  школы:

— Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

— Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

— Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

— Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательной организации;

— Организует работу по реализации в практике работы образовательной организации технологии Портфолио,  как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

— Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной организации.

5.Презентация Портфолио учащихся начальной школы.

5.1. Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.

5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

6. Подведение итогов работы.

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфолио сопровождается документами:

— состав Портфолио;

— критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы  классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

6.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

— зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

— «хорошо», «отлично» — с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

6.6.  По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

— сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

— сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

— индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

6.7. По результатам оценки портфолио учащихся  может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться  обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

6.8. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио прилагается.(Приложение2)

Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.  (Приложение3)

 

 

 

 

Приложение 1.

Разделы рабочего Портфолио

1.Страницы раздела «Мой портрет»

1.1.Мой портрет (знакомьтесь:  это — я)

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес________________________

1.2.Моя семья

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

1.3. Чем я люблю заниматься

1.4. Я ученик

Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе

Я могу делать…

Я хочу  научиться в этом году…

Я научусь в этом году…

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет Чему научусь Рисунок или пример
Русский язык    
Литературное чтение    
Математика    
Окружающий мир    

 

 

Я читаю…

Мой распорядок дня

Время Дела Рисунок

Утро

День

Вечер

 

 

 

2. Раздел «Мои лучшие   работы»

Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

3.  Раздел  «Мои отзывы»

 Раздел включает:

—  оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;

— характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

— анализ самим  школьником  своей деятельности.

Школьник  может представить  следующие  материалы:

  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Моя лучшая работа
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги хочу  прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

4. Раздел « Мои достижения»

В раздел «Мои  достижения» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

 

5. В раздел «Разные разности» могут входить   материалы по усмотрению ученика.

 

 

 

 

 

 

 


           Приложение2

Критерии оценки Портфолио

1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности

 

Показатель Индикатор Балл
1. Итоговые отметки  по предметам  учебного плана Средний балл отметок на период оценивания (за   учебный год или по  четвертям),  умноженный на 10
2. Контрольные, диагностические, мониторинговые работы Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10
3. Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах,   проектной деятельности. Школьный Муници-пальный Област-ной/регио-нальный Всероссийск. Международ.  

 

5 баллов 6 баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов
Победитель

призер

участник

15

10

5

20

15

10

25

20

10

30

25

20

40

 

4. Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Бульдог», «Симбирский эрудит»« и подобные

 

Участие 5 баллов

1 место в школе +5 баллов

2 место в школе+4 балла

3 место в школе+3 балла

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности

 

Показатель

Индикатор

Балл
                      1.Общественная деятельность
 1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса

 

 

 

 

Уровень активности и качество выполнения поручений

Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)
1.2.Сведения об участии  в  делах класса и  школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)

5 баллов

3 балла

1 балл

 

 

                             2.  Спортивные достижения
2.1.Участие в спортивных соревнованиях

победитель

призер

участник

Уровень школы

 

 

15

10

5

Уровень города

 

20

15

10

Уровень области

 

25

20

10

2.2.  Занятия  в спортивных секциях, клубах   По 5 баллов  

 

                        3. Творческие достижения
3.1. Сведения об участии в творческих конкурсах

победитель

призер

участник

Уровень школы

 

 

15

10

5

Уровень города

 

20

15

10

Уровень области

 

25

20

10

3.2. Занятия в студиях, кружках и пр. По 5 баллов

 

 

 

 

 

 

  

                                      3. Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности.

 

Показатели Индикаторы
 Высокий уровень оценки Хороший уровень оценки Средний уровень оценки Низкий уровень оценки
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям 8 6 4 2
Рецензии на работы учащихся 5 4 3 2
Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося  или его творчестве 5 4
Похвальный лист  по окончании года

 

5 баллов
Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года (за  активное участие в жизни класса ) 5 баллов
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности

 

5 баллов
Благодарственное письмо  социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности 5 баллов

 

 

                       4. «Творческая мастерская»

 

Показатели Индикаторы
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом)
Представленные работы (или фото c изображением работ) 0-10баллов 5-10баллов

 

 

 

 

 

Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности 0-6  баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

                                            Сводная итоговая ведомость.

_______________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

                         _________________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

                          Класс____________________________________________________________________________

Показатели

Балл

1 Учебная деятельность
2 Достижения в олимпиадах, конкурсах
3 Спортивные достижения
4  Творческие  достижения
5 Дополнительное образование
6. Участие в мероприятиях  и практиках
7 Участие в общественной жизни
ИТОГО:

 

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,

представленных в портфолио.

 

Дата.

М.п.                  Классный руководитель: __________________

Директор гимназии                __________________________


 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол №  ________

от 31 августа2015 г.

  УТВЕРЖДАЮ

Директор  ЧОУ НОО  «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»

________________С. Е. Фролова

Приказ № _______

от «31» августа 2015 г

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения  и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.

1.5.  Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

 

2. Цели и задачи

2.1. Мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками.

2.2. Переход на более объективную и справедливую форму приема в профильные классы образовательных учреждений города.

2.3.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.4. Основными задачами составления Портфолио являются:

— поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию обучающихся;

— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

— развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

— учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

— активно вовлекать  учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

2.5. Портфолио реализует  следующие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период

времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию вдостижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания

от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

        3. Структура и содержание Портфолио ученика.

3.1. Портфолио достижений ученика может формироваться из следующих разделов:

— Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика);

-«Мой портрет» (личные сведения об ученике);

-«Мои достижения»,   и/или «Мои достижения в учебной деятельности»  и/или  « Мои лучшие работы»;

— «Мои отзывы», …

— «Мои достижения во внеурочной  деятельности»,

— «Разные разности» (заполняется ребенком при желании и по его усмотрению).

Структура представлена в Приложении 1.

3.2.   «Портфолио работ» — включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

— по русскому и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и т.п.;

— по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

— по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;

— по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото‑ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

— по технологии — фото‑ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

— по физкультуре — дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

3.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена  только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

3.4.Раздел  «Мои отзывы»   включает:

— систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;

— характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

— анализ самим  школьником  своей деятельности.

3.5.В раздел «Мои достижения» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

3.6. Совокупность этих материалов должна давать  достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

3.7. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в  Федеральном  государственном образовательном Стандарте.

4. Порядок формирования портфолио

4.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

4.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя — предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).

4.6. Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей:

— Осуществляют  заполнение разделов  Портфолио «Мой портрет» и «Разные разности»;

— Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;

— При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;

— Могут презентовать  содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п.

4.7. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.

4.8. Классный руководитель:

— Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

— Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

— Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

— Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

— Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;

— Оформляет итоговые документы.

4.9. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

— Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

— Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;

— Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

— Проводят экспертизу представленных работ по предмету;

— Пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.9. Администрация  школы:

— Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

— Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

— Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

— Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательной организации;

— Организует работу по реализации в практике работы образовательной организации технологии Портфолио,  как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

— Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной организации.

5.Презентация Портфолио учащихся начальной школы.

5.1. Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.

5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

6. Подведение итогов работы.

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфолио сопровождается документами:

— состав Портфолио;

— критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы  классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

6.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

— зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

— «хорошо», «отлично» — с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

6.6.  По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

— сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

— сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

— индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

6.7. По результатам оценки портфолио учащихся  может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться  обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

6.8. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио прилагается.(Приложение2)

Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.  (Приложение3)

 

 

 

 

Приложение 1.

Разделы рабочего Портфолио

1.Страницы раздела «Мой портрет»

1.1.Мой портрет (знакомьтесь:  это — я)

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес________________________

1.2.Моя семья

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

1.3. Чем я люблю заниматься

1.4. Я ученик

Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе

Я могу делать…

Я хочу  научиться в этом году…

Я научусь в этом году…

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет Чему научусь Рисунок или пример
Русский язык    
Литературное чтение    
Математика    
Окружающий мир    

 

 

Я читаю…

Мой распорядок дня

Время Дела Рисунок

Утро

День

Вечер

 

 

 

2. Раздел «Мои лучшие   работы»

Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

3.  Раздел  «Мои отзывы»

 Раздел включает:

—  оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;

— характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

— анализ самим  школьником  своей деятельности.

Школьник  может представить  следующие  материалы:

  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Моя лучшая работа
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги хочу  прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

4. Раздел « Мои достижения»

В раздел «Мои  достижения» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

 

5. В раздел «Разные разности» могут входить   материалы по усмотрению ученика.

 

 

 

 

 

 

 


           Приложение2

Критерии оценки Портфолио

1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности

 

Показатель Индикатор Балл
1. Итоговые отметки  по предметам  учебного плана Средний балл отметок на период оценивания (за   учебный год или по  четвертям),  умноженный на 10
2. Контрольные, диагностические, мониторинговые работы Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10
3. Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах,   проектной деятельности. Школьный Муници-пальный Област-ной/регио-нальный Всероссийск. Международ.  

 

5 баллов 6 баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов
Победитель

призер

участник

15

10

5

20

15

10

25

20

10

30

25

20

40

 

4. Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Бульдог», «Симбирский эрудит»« и подобные

 

Участие 5 баллов

1 место в школе +5 баллов

2 место в школе+4 балла

3 место в школе+3 балла

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности

 

Показатель

Индикатор

Балл
                      1.Общественная деятельность
 1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса

 

 

 

 

Уровень активности и качество выполнения поручений

Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)
1.2.Сведения об участии  в  делах класса и  школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)

5 баллов

3 балла

1 балл

 

 

                             2.  Спортивные достижения
2.1.Участие в спортивных соревнованиях

победитель

призер

участник

Уровень школы

 

 

15

10

5

Уровень города

 

20

15

10

Уровень области

 

25

20

10

2.2.  Занятия  в спортивных секциях, клубах   По 5 баллов  

 

                        3. Творческие достижения
3.1. Сведения об участии в творческих конкурсах

победитель

призер

участник

Уровень школы

 

 

15

10

5

Уровень города

 

20

15

10

Уровень области

 

25

20

10

3.2. Занятия в студиях, кружках и пр. По 5 баллов

 

 

 

 

 

 

  

                                      3. Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности.

 

Показатели Индикаторы
 Высокий уровень оценки Хороший уровень оценки Средний уровень оценки Низкий уровень оценки
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям 8 6 4 2
Рецензии на работы учащихся 5 4 3 2
Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося  или его творчестве 5 4
Похвальный лист  по окончании года

 

5 баллов
Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года (за  активное участие в жизни класса ) 5 баллов
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности

 

5 баллов
Благодарственное письмо  социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности 5 баллов

 

 

                       4. «Творческая мастерская»

 

Показатели Индикаторы
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом)
Представленные работы (или фото c изображением работ) 0-10баллов 5-10баллов

 

 

 

 

 

Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности 0-6  баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

                                            Сводная итоговая ведомость.

_______________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

                         _________________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

                          Класс____________________________________________________________________________

Показатели

Балл

1 Учебная деятельность
2 Достижения в олимпиадах, конкурсах
3 Спортивные достижения
4  Творческие  достижения
5 Дополнительное образование
6. Участие в мероприятиях  и практиках
7 Участие в общественной жизни
ИТОГО:

 

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,

представленных в портфолио.

 

Дата.

М.п.                  Классный руководитель: __________________

Директор гимназии                __________________________


 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол №  ________

от 31 августа2015 г.

  УТВЕРЖДАЮ

Директор  ЧОУ НОО  «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»

________________С. Е. Фролова

Приказ № _______

от «31» августа 2015 г

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения  и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.

1.5.  Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

 

2. Цели и задачи

2.1. Мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками.

2.2. Переход на более объективную и справедливую форму приема в профильные классы образовательных учреждений города.

2.3.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.4. Основными задачами составления Портфолио являются:

— поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию обучающихся;

— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

— развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

— учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

— активно вовлекать  учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

2.5. Портфолио реализует  следующие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период

времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию вдостижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания

от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

        3. Структура и содержание Портфолио ученика.

3.1. Портфолио достижений ученика может формироваться из следующих разделов:

— Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика);

-«Мой портрет» (личные сведения об ученике);

-«Мои достижения»,   и/или «Мои достижения в учебной деятельности»  и/или  « Мои лучшие работы»;

— «Мои отзывы», …

— «Мои достижения во внеурочной  деятельности»,

— «Разные разности» (заполняется ребенком при желании и по его усмотрению).

Структура представлена в Приложении 1.

3.2.   «Портфолио работ» — включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

— по русскому и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и т.п.;

— по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

— по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;

— по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото‑ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

— по технологии — фото‑ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

— по физкультуре — дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

3.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена  только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

3.4.Раздел  «Мои отзывы»   включает:

— систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;

— характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

— анализ самим  школьником  своей деятельности.

3.5.В раздел «Мои достижения» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

3.6. Совокупность этих материалов должна давать  достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

3.7. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в  Федеральном  государственном образовательном Стандарте.

4. Порядок формирования портфолио

4.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

4.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя — предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).

4.6. Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей:

— Осуществляют  заполнение разделов  Портфолио «Мой портрет» и «Разные разности»;

— Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;

— При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;

— Могут презентовать  содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п.

4.7. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.

4.8. Классный руководитель:

— Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

— Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

— Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

— Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

— Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;

— Оформляет итоговые документы.

4.9. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

— Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

— Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;

— Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

— Проводят экспертизу представленных работ по предмету;

— Пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.9. Администрация  школы:

— Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

— Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

— Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

— Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательной организации;

— Организует работу по реализации в практике работы образовательной организации технологии Портфолио,  как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

— Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной организации.

5.Презентация Портфолио учащихся начальной школы.

5.1. Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.

5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

6. Подведение итогов работы.

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфолио сопровождается документами:

— состав Портфолио;

— критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы  классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

6.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

— зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

— «хорошо», «отлично» — с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

6.6.  По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

— сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

— сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

— индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

6.7. По результатам оценки портфолио учащихся  может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться  обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

6.8. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио прилагается.(Приложение2)

Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.  (Приложение3)

 

 

 

 

Приложение 1.

Разделы рабочего Портфолио

1.Страницы раздела «Мой портрет»

1.1.Мой портрет (знакомьтесь:  это — я)

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес________________________

1.2.Моя семья

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

1.3. Чем я люблю заниматься

1.4. Я ученик

Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе

Я могу делать…

Я хочу  научиться в этом году…

Я научусь в этом году…

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет Чему научусь Рисунок или пример
Русский язык    
Литературное чтение    
Математика    
Окружающий мир    

 

 

Я читаю…

Мой распорядок дня

Время Дела Рисунок

Утро

День

Вечер

 

 

 

2. Раздел «Мои лучшие   работы»

Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

3.  Раздел  «Мои отзывы»

 Раздел включает:

—  оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;

— характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

— анализ самим  школьником  своей деятельности.

Школьник  может представить  следующие  материалы:

  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Моя лучшая работа
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги хочу  прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

4. Раздел « Мои достижения»

В раздел «Мои  достижения» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

 

5. В раздел «Разные разности» могут входить   материалы по усмотрению ученика.

 

 

 

 

 

 

 


           Приложение2

Критерии оценки Портфолио

1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности

 

Показатель Индикатор Балл
1. Итоговые отметки  по предметам  учебного плана Средний балл отметок на период оценивания (за   учебный год или по  четвертям),  умноженный на 10
2. Контрольные, диагностические, мониторинговые работы Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10
3. Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах,   проектной деятельности. Школьный Муници-пальный Област-ной/регио-нальный Всероссийск. Международ.  

 

5 баллов 6 баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов
Победитель

призер

участник

15

10

5

20

15

10

25

20

10

30

25

20

40

 

4. Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Бульдог», «Симбирский эрудит»« и подобные

 

Участие 5 баллов

1 место в школе +5 баллов

2 место в школе+4 балла

3 место в школе+3 балла

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности

 

Показатель

Индикатор

Балл
                      1.Общественная деятельность
 1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса

 

 

 

 

Уровень активности и качество выполнения поручений

Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)
1.2.Сведения об участии  в  делах класса и  школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)

5 баллов

3 балла

1 балл

 

 

                             2.  Спортивные достижения
2.1.Участие в спортивных соревнованиях

победитель

призер

участник

Уровень школы

 

 

15

10

5

Уровень города

 

20

15

10

Уровень области

 

25

20

10

2.2.  Занятия  в спортивных секциях, клубах   По 5 баллов  

 

                        3. Творческие достижения
3.1. Сведения об участии в творческих конкурсах

победитель

призер

участник

Уровень школы

 

 

15

10

5

Уровень города

 

20

15

10

Уровень области

 

25

20

10

3.2. Занятия в студиях, кружках и пр. По 5 баллов

 

 

 

 

 

 

  

                                      3. Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности.

 

Показатели Индикаторы
 Высокий уровень оценки Хороший уровень оценки Средний уровень оценки Низкий уровень оценки
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям 8 6 4 2
Рецензии на работы учащихся 5 4 3 2
Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося  или его творчестве 5 4
Похвальный лист  по окончании года

 

5 баллов
Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года (за  активное участие в жизни класса ) 5 баллов
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности

 

5 баллов
Благодарственное письмо  социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности 5 баллов

 

 

                       4. «Творческая мастерская»

 

Показатели Индикаторы
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом)
Представленные работы (или фото c изображением работ) 0-10баллов 5-10баллов

 

 

 

 

 

Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности 0-6  баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

                                            Сводная итоговая ведомость.

_______________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

                         _________________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

                          Класс____________________________________________________________________________

Показатели

Балл

1 Учебная деятельность
2 Достижения в олимпиадах, конкурсах
3 Спортивные достижения
4  Творческие  достижения
5 Дополнительное образование
6. Участие в мероприятиях  и практиках
7 Участие в общественной жизни
ИТОГО:

 

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,

представленных в портфолио.

 

Дата.

М.п.                  Классный руководитель: __________________

Директор гимназии                __________________________


 

Добавить комментарий