Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с православным компонентом

Документ утвержден Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 24 мая 2016 года.
 
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С РЕЛИГИОЗНЫМ
(ПРАВОСЛАВНЫМ) КОМПОНЕНТОМ
(дополнительные требования к профессиональному стандарту
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2016
 
I. Общие положения
1. Область применения
1.1. Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагогаприменяются в образовательных организациях, прошедших конфессиональную аттестацию и внесенных в реестр православных образовательных организаций;
в качестве дополнительных требований к профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 октября 2013 г. № 544н:
1.1.1. при приеме на работу в образовательную организацию с религиозным (православным) компонентом на должности: учитель, преподаватель, педагог-организатор, воспитатель, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, концертмейстер, методист;
1.1.2. при разработке должностных инструкций педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом;
1.1.3. при проведении аттестации педагогов.
1.2. Квалификационные требования регламентируют педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом:
1.2.1. педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования с религиозным (православным) компонентом;
1.2.2. педагогическую деятельность по реализации программ начального общего образования с религиозным (православным) компонентом;
1.2.3. педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом.
1.3. Квалификационные требования содержат:
1.3.1. описание трудовых функций деятельности по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом;
1.3.2. описание трудовых функций педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом.
1.4. Квалификационные требования распространяются на:
1.4.1. педагогов (педагогических работников) образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом;
1.4.2. педагогов, осуществляющих свою деятельность по предметам, в которых вероучительная проблематика не присутствует в явном виде;
1.4.3. педагогов, осуществляющих свою деятельность по предметам, затрагивающим междисциплинарную проблематику (история, литература, языки, биология);
1.4.4. педагогов, преподающих обязательные предметы Стандарта православного компонента общего образования.
2. Цели применения
2.1. Определение необходимой квалификации педагога для осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.
2.2. Стимулирование личностного и профессионального роста педагога.
2.3. Вовлечение педагогов в решение задач православного образования.
3. Основная цель вида профессиональной деятельности: 
качественное образование (обучение и воспитание) обучающихся в православной вере и нравственности.
II. Описание трудовых функций
Обобщенная трудовая функция:
А. Деятельность по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.
Трудовые функции:
1. Воспитание на основе православных традиций.
2. Обучение на основе православного мировоззрения.
Обобщенная трудовая функция:
В. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом.
Трудовые функции:
1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования с религиозным (православным) компонентом.
2. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования с религиозным (православным) компонентом.
3. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом.
4. Предметное обучение на основе православного мировоззрения.
Требования к образованию педагогов (педагогических работников) образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом).
Требования к образованию и обучению педагогов образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом варьируются для учителей, преподающих:
1. Предметы, в которых вероучительная проблематика не присутствует в явном виде.
2. Предметы, затрагивающие междисциплинарную проблематику (история, литература, языки, биология).
На педагогов этой категории распространяются требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н.
Администрации образовательных организаций рекомендуется создавать возможности и побуждать педагогов приобретать дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Теология» как минимум в объеме, соответствующем программе повышения квалификации и учитывать его наличие при аттестации.
3. Для педагогов, преподающих обязательные предметы Стандарта православного компонента общего образования, устанавливаются следующие требования к образованию и обучению:
• Преподаватель вероучительных дисциплин (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Теология» или высшее религиозное образование или дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Теология» в объеме, соответствующем программе профессиональной переподготовки.
• Преподаватель церковнославянского языка (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Филология», или высшее образование по направлению подготовки «Теология», или высшее религиозное образование в сочетании с профильной переподготовкой в рамках ДПО (по педагогике).
• Преподаватель церковного пения (уровень квалификации – не ниже 5) должен иметь высшее или среднее профессиональное музыкальное образование.
• Преподаватель древнегреческого (греческого) и латинского языков (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Филология», или высшее образование по направлению подготовки «Теология», или высшее религиозное образование в сочетании с профильной переподготовкой в рамках ДПО (по педагогике).
• Преподаватель логики (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Философия». Высшее образование иных направлений допустимо, если логика была в числе освоенных предметов.
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция: Деятельность по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.
3.1.1. Трудовая функция: воспитание на основе православных традиций (уровень квалификации – 5, 6).
Возможные наименования должностей: учитель, преподаватель, педагог-организатор, воспитатель, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, концертмейстер, методист.
Трудовые действия:
• проектирование и реализация образовательных программ с религиозным (православным) компонентом, направленных на воспитание обучающихся на основе православных традиций и православного мировоззрения в единстве Церкви, семьи и школы;
• участие в создании и поддержке православного уклада образовательной организации в единстве с литургической жизнью Церкви, способствующего формированию православного мировоззрения, ценностно-смысловой сферы личности на традициях православия, развитию культуры религиозных чувств обучающихся, устремленности к духовному и нравственному совершенствованию;
• постановка воспитательных целей, способствующих православному воспитанию обучающихся на основе православного вероучения, нравственных принципов и культурно-исторических традиций православия, приобщению к жизни Церкви;
• определение и принятие правил нравственного поведения (кодекса поведения) обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации;
• реализация форм и методов православного воспитания в урочной и внеурочной деятельности;
• разработка и реализация воспитательных программ на основе православной педагогики;
• реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) для развития духовной и нравственной сферы личности;
• развитие у обучающихся нравственного сознания и нравственного поведения;
• проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную и волевую сферу ребенка, формирующих его религиозные чувства и целеустремленность к достижению целей в аксиосфере личности;
• создание условий для формирования уважения к представителям других традиционных религий, готовности к диалогу с представителями других культур;
• создание условий для формирования способности к общему деланию и соработничеству, к служению в детских коллективах и взросло-детских сообществах, к делам милосердия;
• поддержка конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в вопросах православного образования, создание единой воспитательной среды Церкви, семьи и образовательной организации;
• участие в создании педагогической среды, способствующей успешному совершенствованию личностных и профессиональных качеств педагога, повышению мотивации его труда.
Необходимые умения:
• владеть понятийным аппаратом и методологией православной педагогики;
• владеть методами психолого-педагогической диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся в контексте православной педагогики и православной антропологии;
• соотносить православную педагогику с современными педагогическими концепциями и теориями;
• выделять теоретические, прикладные и ценностные аспекты православной педагогики и православной антропологии, применять их в профессиональной деятельности;
• использовать различные формы и методы православной педагогики в профессиональной деятельности;
• организовывать взаимодействие Церкви, семьи и образовательной организации в вопросах православного воспитания обучающихся, создавать детско-взрослые общности обучающихся, родителей и педагогов, объединенные едиными целями и ценностями;
• анализировать успешные педагогические практики в сфере православного образования и использовать их в своей профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
• планировать и организовывать процесс православного воспитания детей и молодежи в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом;
• выбирать методы воспитания, соответствующие целям и задачам православного образования;
• владеть приемами и методами работы с православной семьей;
• развивать мотивацию обучающихся к духовному и нравственному совершенствованию;
• разрабатывать и реализовывать программы развития обучающихся с учетом их духовных, личностных и возрастных особенностей;
• создавать разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников с целью совместной деятельности по православному воспитанию;
• проводить консультационную работу с родителями по проблемам православного воспитания детей.
 Необходимые знания:
• православная антропология, — см. раздел «Требования к образованию педагогов»
• Уставы и каноны православной Церкви в объеме, необходимом для сознательного участия в богослужениях и таинствах Церкви и для компетентного педагогического взаимодействия с обучающимися и их семьями.
Законодательство в сфере образования и особенности учебно-методического обеспечения образования:
• Основы законодательства о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-№273 ФЗ); Федеральные государственные образовательные стандарты; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
• Церковные нормативные документы, касающиеся православного воспитания.
• Документы, нормирующие учебно-методическое обеспечение образования.
Педагогика:
• основные положения педагогики и психологии, в том числе православной педагогики и православной психологии, педагогической антропологии, закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, ее духовного и нравственного становления;
• основы педагогической культуры;
• эффективные практики православного воспитания;
• основы духовной, информационной безопасности личности и семьи;
• основные результаты новейших исследований (достижений) в сфере духовно-нравственного воспитания;
• технологию планирования и организации воспитания в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом, оценки педагогической деятельности и использования ее результатов;
• методы, формы и принципы православного воспитания, особенности использования современных педагогических технологий в православной образовательной среде;
• методику организации духовного краеведения, паломнических поездок и экскурсий;
• педагогику семейного воспитания на традициях православия;
• содержание, методы, формы и средства организации взаимодействия с социальными партнерами по вопросам духовно-нравственного воспитания.
3.1.2. Трудовая функция: Обучение на основе православного мировоззрения (обучение на основе интеграции ФГОС и Стандарта православного компонента общего образования)) (уровень квалификации – 6).
Возможные наименования должностей: учитель, преподаватель.
Трудовые действия:
• проектирование и реализация программ, курсов, дисциплин, модулей религиозного (православного) компонента общего образования на основе принципов православной педагогики с учетом возрастных особенностей детей, закономерностей духовного становления личности (реализация вариативной части Стандарта православного компонента общего образования)
• разработка и реализация православно ориентированных модулей рабочих программ учебных дисциплин федерального учебного плана;
• участие в реализации миссии школы как образовательной организации с религиозным (православным) компонентом;
• осуществление профессиональной деятельности на основе православного мировоззрения;
• участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания православной образовательной среды;
• систематический анализ реализации религиозного (православного) компонента в образовательном процессе;
• организация, осуществление контроля и оценки текущих и итоговых результатов освоения обучающимися религиозного (православного) компонента;
• формирование навыков духовной и информационной безопасности в условиях сетевых взаимодействий, освоения информационно-коммуникативных технологий;
• поддержка мотивации к усвоению вариативной части религиозного (православного) компонента у обучающихся.
Необходимые умения:
• владеть формами и методами обучения на основе православного мировоззрения (ценностей);
• разрабатывать православно ориентированные модули рабочих программ учебных дисциплин федерального учебного плана;
• анализировать духовные ценности и смыслы при изучении содержания учебных дисциплин федерального учебного плана и информации, обеспечивать их понимание и переживание обучающимися;
• планировать и организовывать процесс обучения детей на основе православного мировоззрения (ценностей);
• выбирать методы обучения, соответствующие целям и задачам православного образования;
• объективно оценивать усвоение обучающимися вариативной части религиозного (православного) компонента на основе разных методов контроля, преимущественно творческих: проектной деятельности, творческих мастерских, олимпиад, викторин, конкурсов, творческих письменных работ (сочинений, эссе, авторских рассказов, стихов и др.);
• оценивать качество православного образования в соответствии с положением «О выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций» и Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации;
• формулировать критерии собственной оценочной деятельности в отношении к обучающимся на основе православного мировоззрения (ценностей);
• взаимодействовать (сотрудничать) с другими педагогами в решении задач православного образования, в вопросах преподавания вариативной части Стандарта православного компонента общего образования;
• разрабатывать дидактические и учебно-методические материалы по православно ориентированным модулям преподаваемого предмета;
• управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в образовательный процесс на основе духовных, этических, культурно-исторических ценностей и традиций православия;
• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
• анализировать проблемы, возникающие в процессе преподавания вариативной части Стандарта православного компонента общего образования и искать пути их решения;
• корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
• систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии православного образования в части преподаваемого предмета;
• представлять собственный опыт деятельности в сфере православного образования на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ.
Необходимые знания:
• православное вероучение — см. раздел «Требования к образованию педагогов»;
• основы законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. Нормативные правовые положения, регламентирующие преподавание учебных предметов, курсов, направленных на формирование знаний о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях христианства (православия);
• церковные нормативные документы в сфере образования: Образовательная концепция Русской Православной Церкви, Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации, Положение «О выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций» и др.;
• вариативную часть религиозного (православного) компонента в пределах основной образовательной программы образовательной организации;
• принципы православного образования, особенности функционирования системы православного образования на современном этапе;
• технологию планирования и организации обучения на основе православного мировоззрения в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом;
• методы и формы обучения на основе православного мировоззрения, особенности использования современных образовательных технологий в православной образовательной среде.
3.2. Обобщенная трудовая функция: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом.
3.2.1. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования с религиозным (православным) компонентом.
Трудовые действия:
• участие в разработке православного компонента основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с Православным компонентом дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
• проектирование и реализация православного компонента основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с Примерной программой реализации православного компонента к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для православных дошкольных образовательных учреждений;
• участие в создании православного уклада дошкольного учреждения, способствующего формированию православного мироощущения у детей дошкольного возраста;
• планирование и реализация православного компонента образовательной работы в группе детей дошкольного возраста;
• организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми православного компонента образовательной программы;
• корректировка образовательных задач православного компонента совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личностного развития каждого ребенка дошкольного возраста;
• реализация воспитательных возможностей разных видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игровой и др.;
• создание условий для дружелюбного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание атмосферы доверия, взаимной поддержки и взаимопомощи (соработничества).
Необходимые умения:
• организовывать виды деятельности в дошкольном возрасте на основе православной педагогики и православной антропологии;
• планировать, реализовывать и анализировать образовательную и воспитательную работу с детьми дошкольного возраста согласно православному компоненту дошкольного образования;
• организовывать совместную деятельность Церкви, семьи и образовательной организации (духовного попечителя, родителей (законных представителей) и педагогов) по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
• владеть методами и средствами анализа (диагностики) личностного развития ребенка в дошкольном возрасте, педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми православного компонента дошкольного образования;
• владеть методами и средствами психолого-педагогического (православного) просвещения родителей, способствовать повышению уровня их педагогических компетенций.
Необходимые знания:
• церковные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом: Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста, Примерную программу реализации православного компонента к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для православных дошкольных образовательных учреждений;
• специфику православного духовно-нравственного образования (обучения и воспитания) детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с православным компонентом дошкольного образования;
• общие закономерности духовного, физического и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии.
Другие характеристики:
• нести ответственность за личностное, духовное и нравственное развитие детей, результаты освоения православного компонента дошкольного образования;
• своим примером поддерживать в детях высокую степень доверия воспитателю, воспитывать в них послушание, аккуратность, ответственность, добросовестность, честность; быть справедливым и открытым в общении с детьми.
3.2.2. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования с религиозным (православным) компонентом.
Трудовые действия:
• проектирование и реализация православного компонента основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации на основе Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации с учетом особенностей духовного и нравственного становления и развития личности;
• оказание педагогической поддержки детям в осознании себя учениками, в понимании того, что умение учиться и быть учеником – это главный труд в личностном развитии на данном этапе жизни;
• участие в создании православного уклада в начальной школе, способствующего формированию православного мировоззрения у обучающихся;
• организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми православного компонента основной образовательной программы начального общего образования;
• корректировка образовательных задач православного компонента совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личностного развития каждого обучающегося.
Необходимые умения:
• планировать, реализовывать и анализировать православный компонент образовательной работы с детьми на основе православного компонента основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации;
• применять технологии информационной безопасности личности в условиях современной социокультурной среды;
• проводить учебные занятия, опираясь на исторический опыт и современные достижения в преподавании вероучительных предметов, предметов духовно-нравственной направленности с использованием современных образовательных методик и технологий;
• учитывать индивидуальные особенности духовного и нравственного становления и развития детей младшего школьного возраста, особенности развития учебной деятельности у мальчиков и девочек;
• организовывать совместную деятельность Церкви, семьи и образовательной организации (духовного попечителя образовательной организации, родителей (законных представителей) и педагогов) по православному образованию детей младшего школьного возраста;
• владеть методами и средствами анализа (диагностики) личностного развития детей младшего школьного возраста, педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми православного компонента начального общего образования;
• владеть методами и средствами психолого-педагогического (православного) просвещения родителей, способствовать повышению уровня их педагогических компетенций.
Необходимые знания:
• теория и методология православной педагогики и православной антропологии;
• особенности православного компонента начального общего образования в соответствии со Стандартом православного компонента общего образования;
• общие закономерности духовного, личностного и физического развития детей младшего школьного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии;
• конфессиональные и этнокультурные особенности региона, в котором находится образовательная организация с религиозным (православным) компонентом.
Другие характеристики:
• нести ответственность за личностное, духовное и нравственное развитие учеников младшего школьного возраста, результаты освоения православного компонента начального общего образования;
• своим примером поддерживать в детях высокую степень доверия учителю, воспитывать в них послушание, аккуратность, ответственность, добросовестность, честность.
3.2.3. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом.
Трудовые действия:
• участие в разработке основных образовательных программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом образовательной организации;
• проектирование и реализация программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом;
• формирование христианской картины мира, православного мировоззрения;
• оказание педагогической поддержки подросткам в осознании смысложизненных ценностей, в том числе и семейных, себя как личности, как самостоятельного социального субъекта, помощь ему в формировании субъектной позиции;
• оказание педагогической поддержки юношам и девушкам в выборе профессии, своего жизненного пути; ознакомление с профессиональной деятельностью в Церкви;
• участие в создании православного уклада образовательной организации, способствующего православному духовно-нравственному развитию обучающихся в подростковый период, в старшем школьном возрасте;
• организация совместной деятельности Церкви, семьи и образовательной организации (духовного попечителя образовательной организации, родителей (законных представителей) и педагогов) по духовно-нравственному образованию (обучению и воспитанию) детей подросткового возраста, старшего школьного возраста;
• привлечение старшеклассников к созданию и поддержке православного уклада образовательной организации, к социальному служению вне школы, к оказанию помощи на приходе;
• формирование способности к межкультурному диалогу с представителями других конфессий, разных этнокультурных и социальных групп.
Необходимые умения:
• планировать, реализовывать и анализировать православный компонент основных образовательных программ образовательной организации;
• применять технологии информационной (духовной) безопасности личности в условиях современной социокультурной среды;
• проводить учебные занятия, опираясь на исторический опыт и современные достижения в преподавании вероучительных предметов, предметов духовно-нравственной направленности с использованием современных образовательных методик и технологий;
• учитывать индивидуальные особенности развития детей подросткового и юношеского возраста, специфику развития мальчиков и девочек в препубертатный период в контексте православной педагогики и православной антропологии;
• владеть методами и средствами анализа (диагностики) личностного развития детей подросткового и юношеского возраста, педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения обучающимися православного компонента основного общего и среднего общего образования;
• владеть методами и средствами психолого-педагогического (православного) просвещения родителей, способствовать повышению уровня их педагогических компетенций.
Необходимые знания:
• теорию и методологию православной педагогики и православной антропологии;
• особенности православного компонента основного общего и среднего общего образования в соответствии со Стандартом православного компонента общего образования;
• программы и учебники с религиозным (православным) компонентом;
• общие закономерности духовного, личностного и физического развития подростков, юношей и девушек старшего школьного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии;
• конфессиональные и этнокультурные особенности региона, в котором находится образовательная организация с религиозным (православным) компонентом.
Другие характеристики:
• нести ответственность за личностное развитие учеников в подростковом и старшем школьном возрасте, результаты освоения православного компонента основного общего и среднего общего образования;
• своим примером поддерживать в детях высокую степень доверия учителю, воспитывать в них уважение к труду учителя; быть справедливым и честным в общении с обучающимися подросткового и старшего школьного возраста.
3.2.4. Трудовая функция. Предметное обучение на основе православного мировоззрения (реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования).
3.2.4.1. Предмет «Основы православной веры».
Трудовые действия:
• реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
• обучение основам православного вероучения и нравственности в соответствии с примерной программой по Основам православной веры;
• формирование у обучающихся православного мировоззрения и христианской картины мира;
• приобщение к участию в таинствах и богослужениях Церкви, к церковному образу жизни;
• знакомство обучающихся с современной жизнью Церкви, с основными документами, событиями, миссией Церкви в современном мире;
• формирование религиозной культуры, культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви;
• обучение работе с источниками религиозных знаний, в том числе с электронными ресурсами;
• организация публичных выступлений, научно-практических конференций, семинаров по православной тематике;
• обсуждение с обучающимися основных вызовов современного мира, проблем современной молодежи, различных сообществ, формирование у них правильного представления о данных проблемах;
• обсуждение с обучающимися явлений современной православной культуры;
• обучение проектной деятельности по православной тематике;
• консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по проблемным вопросам современной религиозной жизни в России;
• использование воспитательного потенциала вероучительных предметов;
• сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей по ключевым мировоззренческим темам;
• помощь в выборе профессии, знакомство с основными видами профессиональной деятельности в современной церковной жизни.
Необходимые умения:
• разрабатывать рабочую программу по Основам православной веры;
• владеть методами и приемами обучения вероучительным знаниям;
• способствовать духовному осмыслению базовых знаний по гуманитарным и естественнонаучным предметам;
• способствовать обучающимся на основе вероучительных знаний приобретать духовный опыт, нравственное сознание и нравственное поведение;
• развивать способность у обучающихся к самоанализу и самооценке собственных поступков;
• разрабатывать дидактические и учебно-методические материалы по вероучительным предметам;
• управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения православной вере и нравственности;
• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
• анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения вероучительным знаниям и искать пути их решения;
• корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
• проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения вероучительным знаниям детей;
• определять задачи профессионального и личностного саморазвития, заниматься самообразованием, повышать квалификацию в области преподавания вероучительных предметов;
• систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии православного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
• представлять собственный опыт деятельности в сфере православного образования на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ.
Необходимые знания:
• теология (богословие) в объеме программ высшего образования или дополнительного профессионального образования;
• преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта.
3.2.4.2. Предмет «Церковнославянский язык».
Трудовые действия:
• реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
• обучение церковнославянскому языку в соответствии с примерной программой по церковнославянскому языку;
• формирование у обучающихся православной языковой картины мира, языковых и коммуникативных компетенций;
• развитие навыков чтения, толкования и перевода текстов на церковнославянском языке;
• помощь обучающимся в понимании современной жизни Церкви, разъяснение особенностей использования церковнославянской лексики, грамматических конструкций в обыденной речи;
• формирование культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви на языковом материале;
• обучение работе с электронными ресурсами по темам церковнославянского языка, использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических и познавательных задач;
• организация публичных выступлений, научно-практических конференций, семинаров, в том числе в сетевых взаимодействиях;
• обсуждение с обучающимися явлений современной православной культуры;
• обучение проектной деятельности по церковнославянскому языку, языковой культуре; вовлечение обучающихся в творческую деятельность по изданию школьной газеты, плакатов, рубрик по церковнославянскому языку, художественного и научного альманахов, радио- и телепередач, в разработку сценариев праздников и мероприятий, посвященных церковнославянскому языку и культуре речи;
• использование воспитательных возможностей церковнославянского языка;
• сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей;
• вовлечение обучающихся в подготовку и организацию Дней славянской письменности и культуры.
Необходимые умения:
• владеть методами и приемами обучения церковнославянскому языку;
• способствовать духовному осмыслению базовых знаний по русскому языку и литературе, русской словесности;
• способствовать обучающимся на основе знаний церковнославянского языка приобретать духовный опыт, нравственное сознание и нравственное поведение, осознанно участвовать в таинствах и богослужениях Церкви;
• развивать языковое чутье, культуру речи, бережное отношение к слову, к русскому языку;
• использовать приемы обучения церковнославянскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья;
• давать духовную и нравственную оценку языковым явлениям в повседневной жизни, в СМИ, в молодежной субкультуре; интернет-языка;
• разрабатывать дидактические и учебно-методические материалы по церковнославянскому языку;
• управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс православного образования;
• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
• анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения церковнославянскому языку и искать пути их решения;
• корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
• проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения церковнославянскому языку;
• определять задачи профессионального и личностного саморазвития, заниматься самообразованием, повышать квалификацию в области преподавания церковнославянского языка;
• систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в преподавании церковнославянского языка на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
• представлять собственный опыт обучения церковнославянскому языку на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ.
Необходимые знания:
• преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта;
• основы православного вероучения, церковнославянский язык, история русского литературного языка, современное общее языкознание, древнерусская литература, современная филология;
• методология и методика преподавания церковнославянского языка.
3.2.4.3. Предмет «Церковное пение».
Трудовые действия:
• реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
• обучение церковному пению в соответствии с примерной программой Стандарта по церковному пению;
• обучение основным вокально-хоровыми навыкам, таким как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука и др.;
• обучение правилам орфоэпии в пении на церковнославянском языке;
• обучение чтению и пониманию церковных текстов по принципу псалмодирования при соблюдении общих правил постановки как речевого, так и певческого голоса;
• использование воспитательных возможностей церковного пения;
• сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей.
Необходимые умения:
• разрабатывать рабочую программу по церковному пению;
• владеть методами и приемами обучения церковному пению;
• способствовать обучающимся на основе приобретения навыков церковного пения осознанно участвовать в таинствах и богослужениях Церкви;
• разрабатывать дидактические и учебно-методические материалы по церковному пению;
• управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс православного образования;
• анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения церковному пению и искать пути их решения;
• корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
• проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения детей церковному пению;
• определять задачи профессионального и личностного саморазвития, заниматься самообразованием, повышать квалификацию в области преподавания церковного пения;
• систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в обучении церковному пению на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
• представлять собственный опыт обучения церковному пению на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ.
Необходимые знания:
• преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерной программы Стандарта по церковному пению;
• сущность, структура предмета в соответствии с профилем его цели, система формируемых знаний и умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете;
• основы православного вероучения, традиции церковного пения;
• методика преподавания церковного пения.
3.2.4.4. Предметы «Латинский язык», «Древнегреческий (греческий) язык». 
Трудовые действия:
• реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
• обучение латинскому и греческому языкам в соответствии с примерной программой по латинскому и греческому языкам;
• формирование представления о греко-латинской цивилизации как основе культуры современной Европы; о связи русского и латинского языков;
• формирование представления о греческом языке как языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; о языке православного богословия до середины XV века;
• формирование у обучающихся православной языковой картины мира, языковых и коммуникативных компетенций;
• приобщение к участию в таинствах и богослужениях Церкви, к церковному образу жизни;
• развитие навыков чтения, толкования и перевода образцовых текстов на латинском и греческом языках;
• развитие навыков сравнительного анализа текстов на латинском, греческом и церковнославянском языках;
• помощь обучающимся в понимании современной жизни Церкви, разъяснение особенностей использования греческой лексики в православном богослужении;
• формирование культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви на языковом материале;
• обучение работе с электронными ресурсами по темам классических языков, использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических и познавательных задач;
• организация публичных выступлений, научно-практических конференций, семинаров, в том числе в сетевых взаимодействиях;
• развитие умений пользоваться греческо-русскими и латинско-русскими словарями, интернет-ресурсами, электронными базами греческих и латинских текстов;
• обучение проектной деятельности по классическим языкам, языковой культуре; вовлечение обучающихся в творческую деятельность по изданию школьной газеты, плакатов, рубрик по латинскому и греческому языкам, художественного и научного альманахов, радио- и телепередач, в разработку сценариев праздников и мероприятий, посвященных классическим языкам;
• использование воспитательных возможностей предмета;
• сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей.
Необходимые умения:
• владеть методами и приемами обучения латинскому и греческому языкам;
• способствовать духовному осмыслению связи русского языка и латинского и греческого языков, русской словесности и античной литературы;
• способствовать на основе знаний латинского и греческого языков приобретению обучающимися духовного опыта, нравственного сознания и нравственного поведения, способствовать их осознанному участию в аинствах и богослужениях Церкви;
• развивать языковое чутье, культуру речи, бережное отношение к слову, понимать этимологическое и фразеологическое богатство русского языка, его связь с фразеологией и лексикой латинского и греческого языков;
• использовать приемы обучения классическим языкам детей с ограниченными возможностями здоровья;
• давать духовную и нравственную оценку языковым явлениям в повседневной жизни, в СМИ, в молодежной субкультуре, интернет-языке;
• разрабатывать дидактические и учебно-методические материалы по классическим языкам;
• управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения классической филологии;
• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
• анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения классическим языкам и искать пути их решения;
• корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
• проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения классическим языкам;
• определять задачи профессионального и личностного саморазвития, заниматься самообразованием, повышать квалификацию в области преподавания классических языков;
• систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии преподавания классических языков на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
• представлять собственный опыт обучения классической филологии на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ.
Необходимые знания:
• преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерной программы Стандарта;
• основы православного вероучения, латинский язык, греческий язык (древнегреческий), история русского литературного языка, современное общее и сравнительное языкознание, история античной литературы, современная филология;
• методология и методика преподавания латинского и греческого языков.
3.2.4.5. Предмет «Логика». 
Трудовые действия:
• реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
• обучение логике в соответствии с примерной программой по логике;
• развитие умений:
• ставить цели и решать поставленные задачи до получения положительного результата;
• отделять главное от второстепенного, видеть приоритеты, цели и задачи;
• формулировать проблему и находить пути ее оптимального решения системно и комплексно;
• развитие способности к системному анализу жизненных ситуаций, исторических явлений, учебного материала; обосновывать свою точку зрения, используя различные формы доказательства и опровержения;
• развитие способности к выполнению познавательных и практических задач при анализе причинно-следственных связей, определении сущностных характеристик предметов и явлений, в процессе их сравнения, сопоставления и оценки;
• развитие умений работать с информацией, использовать логические знания в других областях знаний;
• формирование представлений об основных формах познания: чувственной (ощущение, восприятие и представление) и абстрактного мышления; основных законах правильного мышления;
• раскрытие и объяснение обучающимся связи логики и языка;
• формирование умений работать с понятиями, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование;
• способствовать овладению простыми суждениями (суждения свойства, суждения существования и суждения с отношениями) и сложными суждениями (образованными с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания);
• способствовать овладению дедуктивными, индуктивными умозаключениями и умозаключениями по аналогии;
• способствовать овладению навыками аргументации, доказательства и опровержения в разных аргументативных процессах, ведению диалога; формировать умения видеть ошибки в рассуждении и споре, опровергать ложные тезисы и аргументы;
• формирование умений решать логические задачи по теоретическому материалу;
• использование воспитательного потенциала предмета;
• сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей по формированию универсальных учебных действий.
Необходимые умения:
• владеть методами и приемами обучения логике;
• способствовать духовному осмыслению логики как философской науки;
• ставить цели, видеть проблему, системно анализировать предметы и явления действительности;
• решать познавательные и практические задачи в системе образования;
• управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс формирования универсальных учебных действий;
• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
• анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения логике и искать пути их решения;
• корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
• проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения логике детей и формированию у них универсальных учебных действий;
• определять задачи профессионального и личностного саморазвития, заниматься самообразованием, повышать квалификацию в области преподавания логики;
• систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии преподавания логики на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
• представлять собственный опыт деятельности в сфере обучения логике на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ.
Необходимые знания:
• преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерной программы по логике;
• содержание предмета: основные законы логики (закон тождества, закон непротиворечивости, закон исключенного третьего, закон достаточного основания);основные формы правильного мышления (понятие, суждение, умозаключение); основы теории аргументации; основные формы научного знания и методологию научного исследования;
• методика преподавания предмета.
IV. Личность педагога.
• Принятие православия, участие в церковной жизни.
• Стремление и усилие строить свою жизнь на основе заповедей Божиих.
• Восприятие учительства как служения, как дара Божия.
• Христианская любовь к детям, умение видеть в каждом ребенке образ Божий.
• Стремление строить отношения в коллективе образовательной организации с религиозным (православным) компонентом на основе христианского учения о любви – в долготерпении, милосердии, кротости, доверии, сорадовании, сострадании, взыскании правды.
• Готовность выполнять миссию образовательной организации на основе православного мировоззрения.
• Готовность совместно с духовником осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на основании «Положения о духовном попечителе православной образовательной организации, реализующей на основании конфессионального представления Русской Православной Церкви программы религиозного (православного) компонента общего образования».
V. Методы оценки выполнения Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагога в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии со Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации.
В оценке работы педагога в качестве критериев учитываются:
• данные внутришкольной оценки качества педагогической деятельности, в том числе качества преподавания, качества воспитательной деятельности, качества взаимодействия с обучающимися (в том числе создание в классе атмосферы трудолюбия, дружелюбия, взаимного доверия, творчества, стремления к нравственной жизни по заповедям Божиим), предусмотренные «системой оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы» образовательной организации;
• положительная динамика учебных достижений обучающихся на основе «системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы» образовательной организации;
• высокие учебные достижения обучающихся, победы на олимпиадах, в том числе на олимпиадах православной тематики, выступления (дипломы, сертификаты) обучающихся на научно-практических конференциях, результаты проектной деятельности обучающихся;
• участие в научно-методической деятельности (разработка учебных и наглядных пособий, дидактических материалов, программ, контрольно-измерительных материалов, участие в научно-практических конференциях, семинарах и др. в качестве докладчиков, выступающих);
• деятельность по представлению и распространению своего педагогического опыта (открытые уроки, семинары, участие в конкурсах педагогического мастерства, создание информационных ресурсов и др.);
• деятельность по самообразованию и совершенствованию профессионального мастерства (освоение программ постдипломного образования педагогов, участие в профессиональных, в том числе педагогических, конференциях, мастер-классах, семинарах и др. в качестве слушателей);
• участие в организации православного уклада образовательного организации, взаимодействия Церкви, семьи и образовательной организации; в социальных взаимодействиях (служении), в реализации миссии православной образовательной организации.
• Для оценки профессиональной деятельности педагога привлекается духовник образовательной организации, сотрудники епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, благочиний, ученые-практики, имеющие соответствующее образование (педагогическое или по профилю предмета, преподаваемого учителем).
VI. Заключение.
Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом применяются с момента утверждения священноначалием.
Образовательным организациям с религиозным (православным) компонентом необходимо учесть Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога при разработке локальных нормативных актов, закрепляющих требования к квалификации педагогов по обязательным предметам Стандарта православного компонента общего образования, соответствующих специфике образовательной организации; при составлении должностных инструкций, при аттестации педагогов.
Квалификационные требования должны стать документом, на основании которого осуществляется подбор педагогических кадров в образовательную организацию с религиозным (православным) компонентом.
 

Добавить комментарий