Положение об адаптационном периоде первоклассников | Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия

Положение об адаптационном периоде первоклассников

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол №  ________

от 31 августа 2015 г.

  УТВЕРЖДАЮ

Директор  ЧОУ НОО  «Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия»

________________С. Е. Фролова

Приказ № _______

от «31» августа  2015 г.

 

Положение
об организации обучения первоклассников
в адаптационный период

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработано на основе:

– Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– типового Положения об общеобразовательном учреждении;

– Устава школы;

– требований государственных образовательных стандартов;

– письма Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

– письма Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» и др.

1.2. Данное положение об организации обучения в адаптационный период поможет учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

1.3. Согласно СанПиН 2.4.2. 2321-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «…в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, рекомендуется на четырех уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

1.4. В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной, форме изучается или закрепляется программный материал.

1.5. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

1.6. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

1.7. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко используя расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября–октября 4–5 экскурсий по окружающему миру, 3–4 – по изобразительному искусству, 4–6 – по труду, 4–5 уроков театрализации по музыке и 6–7 уроков-игр и экскурсий по математике.

1.8. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

2. Организация уроков математики.

2.1. Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

2.2. Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

2.3. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

2.4. Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе. Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

3. Организация уроков окружающего мира.

3.1. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует, однако, отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

3.2. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду – на пришкольном участке. Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

Признаки осени – экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «В саду ли, в огороде».

Разнообразие природы – экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; подвижные игры «Комнатные растения».

Социальное окружение – экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город», «Дорога от школы до…» (особое внимание обращается на места опасного перехода). Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте: можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».

Здоровье – подвижные игры, например, «Чистота – залог здоровья».

4. Организация уроков музыки.

4.1. Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

4.2. Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня; танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

4.3. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:

– пластическое интонирование;

– музыкально-ритмические движения;

– свободное дирижирование;

– игра на элементарных музыкальных инструментах;

– разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

5. Организация уроков изобразительного искусства.

5.1. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

5.2. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

– прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, тема урока «Золотые краски осени»);

– экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства) (например, тема урока «Красота изделий народных умельцев»);

– игры (например, тема урока «Игра в художника и зрителя»). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в нем воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения.

6. Организация уроков технологии.

6.1. Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же, как и другие уроки, часть уроков технологии рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.

6.2. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках технологии может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.

6.3. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа – художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят на уроках для дальнейшей работы: листья, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.

Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички?».

Уроки на свежем воздухе могут включать игру и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т. д.

6.4. Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» или урок-игра «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолетов из бумаги и игры-соревнования, например на дальность полетов.

6.5. Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и пр.

6.6. Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев могут также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *